Вторник, Марта 19, 2024
   
Текст

Встроенный файрвол (брандмауэр) Windows XP Service Pack 2


В этом обзоре будут рассмотрены основные настройки встроенного файрвола Windows XP Service Pack 2 и протестирована его надежность.


Назначение файрвола

В Windows XP появился встроенный файрвол, который должен был защищать подключения к сети компьютера от несанкционированного доступа и заражения некоторыми типами вирусов. По умолчанию встроенный файрвол был отключен и это послужило одной из причин того, что вирусные эпидемии поражали компьютеры с Windows XP, не смотря на то, что операционная система имела инструмент, который должен был предотвратить заражение. Microsoft отреагировала на это обстоятельство, выпустив новый пакет исправлений для Windows XP, которой, в том числе, обновлял встроенный файрвол, предоставляя в распоряжение пользователя новую функциональность, и включал файрвол для всех соединений с сетью. Теперь у пользователя есть возможность настроить файрвол под свои нужды и корректировать его поведение при попытках выхода в сеть программного обеспечения. Появилась возможность задавать исключения из правил, предоставляя возможность определенному программному обеспечению получать доступ в сеть, минуя запрещающие правила файрвола. По умолчанию, файрвол включен для всех соединений с сетью, но по желанию пользователя, для некоторых соединений он может быть отключен. Если на компьютере используется файрвол стороннего производителя, то встроенный файрвол должен быть отключен.


Установка Service Pack 2 для Windows XP

Service Pack 2 для Windows XP доступен для загрузки на сайте Microsoft. Если планируется установить пакет исправлений только на одной машине, то имеет смысл воспользоваться сайтом Windows Update, при помощи которого операционная система будет проверена на отсутствие важных исправлений и будут загружены только те из них, которые необходимы. Это позволит уменьшить объем скачиваемой информации и сэкономит время на установку обновлений.


Интерфейс

Доступ к настройкам файрвола (брандмауэра) Windows XP Service Pack 2 можно получить при помощи Пуск - Панель управления - брандмауэр Windows. Пример окна с настройками файрвола показан на рисунке ниже.



В этом окне можно включить или выключить файрвол для всех соединений с сетью. Пункт Не разрешать исключения включает режим работы файрвола, при котором файрвол не выводит на экран оповещений о блокировке и отключает список исключений, который можно задать на следующей вкладке окна управления файрволом.



Файрвол разрешает входящие подключения для приложений, перечисленных в этом списке, если они отмечены флажком. Можно разрешить входящие подключения на определенный локальный порт, создав соответствующее правило. На следующей вкладке окна настроек файрвола собраны дополнительные настройки.



В этом окне можно отключить файрвол для определенного подключения или настроить дополнительные параметры фильтрации для каждого из подключений при помощи кнопки Параметры. В этом же окне настраивается журнал работы файрвола, задаются параметры фильтрации протокола ICMP. При помощи кнопки По умолчанию можно вернуть все настройки файрвола к исходным.


Настройка исключений


Автоматическое создание исключений для приложений

При запуске на компьютере программы, которая должна прослушивать определенный порт, ожидая подключения к нему из сети, файрвол выведет на экран запрос, пример которого показан ниже.



Пользователю предоставляется следующий выбор:

  • Блокировать - приложение, попытавшееся открыть порт, будет блокировано и подключится из сети к этому приложению будет невозможно. В списке исключений файрвола будет создано правило блокирующее это приложение.
  • Разблокировать - приложению будет предоставлена возможность открыть порт и подключения из сети к приложению, открывшему порт, будут доступны. В список исключений файрвола будет добавлено правило, которое будет и впредь разрешать этому приложению открывать порт для ожидания входящих подключений.
  • Отложить - попытка приложения открыть порт будет пресечена, но исключение создано не будет. При следующей попытке приложения открыть порт будет вновь выведен запрос, показанный выше.

Выбор Отложить оптимален, если нет уверенности в том, что за приложение пытается открыть порт, и будет ли нормально работать система после отказа приложению в открытии порта. В принципе, можно заблокировать попытку открытия порта приложением и если выбор будет неверен, то в последствии можно будет исправить автоматически созданное исключение вручную.


Создание исключений для приложений вручную

Если заранее известно приложение, которое должно принимать входящие подключения из сети, то для него можно создать исключение вручную. Для этого нужно открыть окно настройки файрвола и выбрать вкладку Исключения.



Чтобы создать исключение нужно нажать кнопку Добавить программу.... откроется окно, пример которого показан ниже.



В этом окне в списке программ перечислены те программы, которые установлены на компьютере. Если программа, которой необходимо разрешить принимать входящие подключения, отсутствует в списке, то при помощи кнопки Обзор можно указать путь к ней. После нажатия кнопки OK исключение будет создано и добавлено в список, где будет отмечено флажком, который говорит о том, что данное правило разрешает указанному приложению открывать порты и ожидать подключения из сети. Если необходимо запретить приложению открывать порты, то флажок необходимо снять.

Создание исключений для портов

Файрвол предоставляет возможность открыть любой порт, разрешив, таким образом, устанавливать соединения из сети с сервисом, работающем на открываемом порту. Чтобы открыть порт нужно в окне исключений нажать кнопку Добавить порт.... Пример окна для добавления порта в список исключений показан ниже.



В этом окне необходимо указать протокол и номер порта, подключения к которому из сети файрвол не будет блокировать. В поле имя нужно ввести краткое описание причины по которой порт был открыт, чтобы по прошествии времени ненужное правило можно было легко найти и удалить или исправить.


Изменение адресов, с которых разрешено устанавливать подключения

При ручном создании или при редактировании созданного ранее исключения для приложений или порта можно указать диапазон адресов, с которых могут быть установлены подключения к указанному приложению или порту. Для этого предназначена кнопка Изменить область..., при помощи которой открывается окно, показанное ниже.



В этом окне можно задать список адресов, подключения с которых будут пропущены файрволом. Есть возможность указать, что подключения необходимо разрешить как с любого адреса, так и со строго определенных. Также, может быть указана подсеть, в которой находится компьютер под защитой файрвола.


Дополнительные настройки файрвола

Доступ к дополнительным настройкам файрвола можно получить на вкладке Дополнительно главного окна настройки файрвола.



  • Параметры сетевого подключения - здесь перечислены все сетевые подключения, которые существуют на компьютере под защитой встроенного файрвола. Путем установки или снятия флажка напротив каждого из подключений можно включить или выключить файрвол для каждого из подключений. При помощи кнопки Параметры можно настроить параметры работы файрвола для каждого из подключений, если используется общий доступ к этому подключению.
  • Ведение журнала безопасности - при помощи кнопки Параметры можно настроить протоколирование событий, происходящих во время работы файрвола в журнале работы.
  • Протокол ICMP - позволяет настроить фильтрацию файрволом сообщений, которыми обмениваются по протоколу ICMP. В частности, можно запретить или разрешить отклик компьютера на команду ping.
  • Параметры по умолчанию - нажатие кнопки По умолчанию возвращает все настройки файрвола к исходным.


Тестирование файрвола


Конфигурация тестового компьютера, программное обеспечение, используемое при тестировании

  • Celeron Tualatin 1000A на шине 133, т.е. частота процессора 1333 мегагерца.
  • Материнская плата Asus TUSL-2C, BIOS ревизии 1011.
  • 512 мегабайт оперативной памяти, работающей на частоте 133 мегагерца.
  • Винчестер Seagate Barracuda 4 80 гигабайт в режиме UDMA5.
  • Windows XP Pro Rus Service Pack 2.
  • 10 мегабитная сеть из двух компьютеров.
  • Сканер уязвимостей Retina 4.9.206.
  • Утилита для сетевого флуда по ICMP, IGMP, TCP, UDP.

После установки Service Pack 2 в настройках файрвола были отключены все исключения, созданные по умолчанию.


Использование программой памяти и загрузка процессора

Для оценки поведения файрвола в тяжелых условиях, когда машина под его защитой атакована по локальной сети, был выполнен ряд тестов. В ходе атаки на тестовую машину снимались показания об объеме занятой сервисом файрвола памяти и о загрузке им процессора.

Момент снятия показаний Объем занятой памяти Загрузка процессора
Физическая память (килобайт) Виртуальная память (килобайт)
После загрузки ОС 17 100 11 386 0%
После сканирования при помощи Retina 17 196 11 376 0%-5%
ICMP-флуд в течение 5 минут 17 292 11 364 0%-1%
IGMP-флуд в течение 5 минут 17 314 11 402 10%-25%
SYN-флуд в течение 5 минут 18 180 12 248 10%-100%
UDP-флуд в течение 5 минут 17 348 11 420 0%-31%

Результаты тестов свидетельствуют об отсутствии утечек памяти и демонстрируют, что даже при атаке по локальной сети, где скорость передачи данных в несколько раз выше, чем при работе в интернете, проблем со снижением производительности компьютера под защитой файрвола нет. Во время SYN-флуда загрузка процессора была максимальной, но работу на компьютере можно было продолжать.


Сканирование системы сканером безопасности Retina

Тестовая машина была просканирована сканером уязвимостей Retina при включенном и выключенном файрволе. Результаты сканирования показаны в таблице ниже.

Название Файрвол выключен Файрвол включен
Ответ на ping да нет
Время ответа да нет
Имя домена/рабочей группы да нет
Трассировка маршрута да нет
Время жизни пакета да нет
Определение версии ОС да нет
Определение даты и времени да нет
Определение MAC-адреса да нет
Открытый порт 135 да нет
Открытый порт 139 да нет
Открытый порт 445 да нет

Результаты сканирования демонстрируют, что включение файрвола закрывает открытые порты и скрывает компьютер в сети.


Он-лайн тест файрвола

Для тестирования файрвола на качество контроля им приложений, пытающихся отправить информацию в интернет, была использована утилита PCAudit2. Эта утилита предлагает в любом приложении (например, в Блокноте) ввести несколько любых слов или зайти на любой сайт, требующий авторизации и ввести имя пользователя и пароль. Утилита перехватывает вводимые данные, делает скриншот с экрана, определяет имя пользователя, работающего в системе, IP-адрес и предпринимает попытку отправить собранную информацию на свой сервер. Затем утилита открывает с сервера динамически созданную страницу с отправленными данными и наглядно демонстрирует то, какая информация может быть получена хакером, взломавшим систему.

Встроенный файрвол Windows XP SP2 не смог пресечь отправку этих данных. Утилита перехватила введенный в Блокноте текст и без каких-либо препятствий и оповещений со стороны файрвола отправила их на свой сервер, что было подтверждено открывшейся страницей со всей собранной информацией.


Вывод

Встроенный в Windows XP SP2 файрвол достаточно надежен, но контролирует лишь входящие соединения, оставляя без внимания исходящие. Поэтому при использовании для защиты компьютера встроенного файрвола нужно быть очень внимательным при открытии файлов, полученных из сети. Вирус или шпионское программное обеспечение сможет без проблем отправить данные на сервер разработчика и пресечь его работу встроенный файрвол не сможет.

С одной стороны, работа, проделанная командой Microsoft над встроенным файрволом, существенна, с другой - отсутствие полного контроля над трафиком ставит под сомнение целесообразность использования встроенного файрвола вообще. Хочется надеяться на то, что Microsoft решится в будущих пакетах исправлений или новых версиях операционной системы расширить функциональные возможности файрвола и он сможет контролировать весь трафик, а не только входящий. Нынешняя версия встроенного файрвола может рассматриваться лишь как универсальное решение для защиты от некоторых типов вирусов и ограничения доступа к сервисам операционной системы.




Источник IXBT

Книга жалоб

Голосование


Как вы узнали о нас?
 
Абонентское обслуживание компьютеров
В каждой организации может возникнуть ситуация, когда сотрудники не могут выполнять свою работу, потому что у них "завис компьютер", не печатает принтер, нет доступа к серверу или интернету, не работает "1С", банк-клиент и т.д. В итоге срываются сроки сдачи работ, клиенты уходят к конкурентам, а организация несет убытки!

Абонентское обслуживание компьютеров - это сервис, предполагающий плановые и экстренные выезды IT специалиста к Вам в офис с целью поддержания бесперебойной работы всей информационной структуры организации.

подробнее...
Проектирование и монтаж сетей Разработка и монтаж локальных вычислительных сетей является первоочередной задачей для предприятий любого уровня, желающих создать единое информационное пространство для своего вида деятельности. Современные технологии построения сетей позволяют объединить в одну сеть территориально удаленные филиалы предприятия, тем самым предоставляя бизнесу наибольшую мобильность и информационную поддержку.

подробнее...
Ремонт компьютеров

Наша компания оперативно, качественно и недорого проведет ремонт, настройку или модернизацию Ваших компьютеров и ноутбуков.Вам достаточно набрать наш номер и в течение нескольких часов у Вас будет квалифицированный специалист готовый решить Вашу проблему. После проведения диагностики сообщит Вам возможные причины неисправности, план проведения работ и их стоимость

подробнее...

Ремонт оргтехники и заправка картриджей

Компания АйТи Лансер (IT Lancer) не первый год специализируется на ремонте и обслуживании оргтехники в Ростове-на-Дону. За это время сотрудниками компании был накоплен ценный опыт в этом виде деятельности, поэтому у нас нет «ремонтников» и «засыпщиков тонера», а есть квалифицированные сервисные инженеры и технические специалисты. В услуги сервисного центра входит ремонт принтеров, копиров, факсов и МФУ, а также заправка и восстановление картриджей. При ремонте оргтехники используются только новые и качественные запчасти и расходные материалы.

подробнее...
сопровождение 1С
Приобретая программный продукт  1С, перед каждым пользователем стоит задача его установки на своем рабочем месте или в сети и первоначальной настройки.
Специалисты нашей компании не только грамотно и с большой ответственностью выполнят свою работу, но и дадут дальнейшие рекомендации по работе с программой, помогут также решить возможные проблемы с программно-аппаратной частью системы.


подробнее...